Начнём с самого понятия «боевые искусства» - Martial art, 武术, 武術, 무술, Võ, Silat, धनुस् वेद и тд, все эти «страшные слова» так или иначе связанны с боем, поединком , как с оружием, так и без. Во многих культурах древних народов упоминается о божественном происхождении боевых искусств и о борьбе божеств олицетворяющих силу жизни и света над силами тьмы. Обратимся к индийским боевым знаниям, которые считаются прародителями всех восточных боевых искусств, они именуются, как Дхагурведа (санскрит धनुस् वेद - знание о технике лука). Великий воин Арджуна, в переводе с санскрита означает «светлый» - герой индийского эпоса «Махабхарата», в совершенстве владевший луком и другими боевыми искусствами. Бхима, ещё один герой, отличавшийся огромной физической силой, прообраз шумерского правителя Гильгамеша, греческого мифического героя Геракла, французского рыцаря Роланда, русского богатыря Василия Буслаева и японского монаха-воина Бэнкэя, не редко побеждавший врагов голыми руками. Именно Арджуна подсказал Бхиме запрещённый приём во-время поединка на палицах, благодаря чему тот смертельно ранит царя Дурьодхану. То-есть, здесь мы видим не только владение методами боя и передачу секретных знаний, но и правила дуэльных поединков, которые, видимо, существовали вне времени.
В основе практически всех древних боевых искусств лежать особые воинские танцы имитирующие битвы богов, выполняемые, как индивидуально, так и в форме дуэлей. Именно поэтому древние боевые искусства были тесно связанны с религиями и сектами. Отсюда в древних боевых искусствах имеют место быть эзотерические практики, цель которых слияние с божествами, дабы обрести воинскую доблесть. Они оказывали сильнейшее влияние на ум и сознание религиозно настроенного человека, превращая его в неустрашимого воина, берсерка. Безусловно человек, не являющийся частью этих культов, не в состоянии самостоятельно понять глубину смысла всех движений и поз, и он автоматически будет сипариповать на то, что для него составляет практическую ценность и экзотику. Таким образом первые европейцы впервые увидевшие восточные боевые искусства, не только получали некие знания и навыки, но и в свою очередь оказали постепенное влияние на вектор развития оных, так собственно и возникли восточные спортивные единоборства, а так же специальные и сценические боевые искусства.
И это в русском языке множество разных слов обозначающих по сути один и тот же процесс, у азиатов, как и у англичан, всё значительно проще.
И так, боевые искусства бывают:
- традиционные, это те, что непосредственно имеют культурно-исторические корни в воинской традиции какого-либо народа, сохранившиеся благодаря адептам энтузиастам;
- спортивные и оздоровительные, это те, что относятся к массовому и профессиональному спорту и оздоровительному физкультурному движению;
- специальные или прикладные, это те, что изучают в полиции и армии и имею очень узкое применение;
- сценические и исторические реконструкции, это те, что показывают в кино, традиционном цирке, театре и используют для привлечения туристов.
А вот проблема восприятия боевых искусств людьми зачастую зависит от условий формирования их мировосприятия.
Например советские люди отличаются легковерием и внушаемостью. Именно им чаще всего подавай смертельные и обязательно тотальные, или же духовно-эзотерическое, иначе это не боевые искусства, а рукопашный бой, гимнастика и тп. Это пережиток советского ограниченного идеологической стеной наивного миропонимания, продукт веры в сказки и былины. Им с детства внушали, что сказка ложь, да в ней намёк, вот и ищут чёрную кошку в тёмной комнате и верят всяким сказочникам, вещающим о небывалой смертоносности древних боевых искусств, тайных техниках спецназа и энергию, обладание которой позволяет побеждать врагов одним прикосновением или даже не касаясь противника.
Ну и последнее, в виду того, что традиционные боевые искусства всё-таки часть культуры, а не спорт или прикладной рукопашный бой, их нельзя рассматривать без учёта всего того, что собственно и формирует традицию. Даже поединок в традиционных стилях подчинён особому ритуалу, не всегда понятному не то, чтобы иностранцу, а даже просто современному человеку. Поэтому их не как нельзя подводить под современный ранжир, у них задачи во-многом не соответствуют современному поведению в бою.
Достаточно вспомнить кулачный поединок описанный в поэме русского поэта Милаила Юрьевича Лермонтова « Песня о купце Калашникове»:
«Богатырский бой начинается.
Размахнулся тогда Кирибеевич
И ударил в первой купца Калашникова,
И ударил его посередь груди
—
Затрещала грудь молодецкая,
Пошатнулся Степан Парамонович;
На груди его широкой висел медный крест
Со святыми мощами из Киева,
—
И погнулся крест и вдавился в грудь;
Как роса из-под него кровь закапала
Изловчился он, изготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво»
Что мы здесь видим, два мужика поочерёдно лупят друг друга, не уварачиваясь, не маневрируя, не используя уловки и хитрости, а так же другие приёмы борьбы, кроме удара кулаком. И во-многом, если копнуть исторические справочники, древние дуэльные поединки так и проходили, и это называлось «честным боем», а хитрости и уловки, коими изобилуют современные спортивные поединки, презирались и считались наравне с трусостью.
«Следуя путём боевых искусств, прежде воспитывай характер и искренность души,
очищай сознание и пестуй добродетель и лишь затем изучай приёмы.
Мастер Хо Юаньцзя (начало ХХ века)
КОДЭКС БОЕВОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ УДЭ
Что это на видео, поединки адептов боевых искусств, какой-то шаманский обряд или выступление актёров местного театра?
#боевыеискусства
#martialarts
Комментариев нет:
Отправить комментарий