Всё больше убеждаюсь сам, что людям антураж секретности в восточных боевых искусствах гораздо более привлекателен, чем его отсутствие. Наличие секрета является мотиватором для любознательных, страждущих лёгких путей личностей, дескать узнал секрет и всё, одним махом всех побивахом, и не надо пахать в спортзале по несколько часов в день, как говорится "знание - сила". Так-то оно так, но ведь знание знанию рознь и знание лишь тогда становится силой, когда неоднократно отработано эмпирически, на практике, то-есть каждый должен доказать себе, что это знание является рабочим в твоём исполнении, а не только в исполнении твоего мастера-наставника.
Так что же понимается в боевых искусствах под термином "секрет" или "ключ"?
Попробуем разобраться в этом вопросе на примере моих наблюдений в процессе преподавания хапкидо.
"Не больно - значит неправильно"
И так, в ходе занятия или семинара начинаешь разжёвывать технику на уровне анатомии, биомеханики и даже биоэнергетики, то слушатели быстро теряют интерес, а вот если показываешь на уровне "сначала тут больно, а потом здесь, а потом ещё и...вообще капец", то народ благоговейно закатывает глаза, хотя в основе та же самая анатомия, биомеханика и биоэнергетика. То-есть, сам внешний эффект важнее сути при который этот самый эффект становится необратим, вот ведь какая особенность психики, без пилюлины мозг не включается, и это-то в 21-м веке) Включаешь Youtube, а там этих бах-бабах полный интернет, одни карёжатся от боли, другие хлопают в ладошки, минимум слов, максимум действия. Все юзают боль и мало кто заботится о правильно выстроенной структуре приёма при которой эта боль неизбежна. У больших мастеров, эта структура выработана в виду правильно поставленной техники и отработана десятилетиями практики, а слушатели пришли научиться здесь и сейчас, причём зачастую из совершенно разных школ единоборств с разным багажом опыта и знаний, и десятилетия практики их не очень устраивает ввиду отдалённой перспективы, и вот они усердно крутят конечности в поисках боли до посинения партнёра. А виной всему кем-то брошенная фраза "не больно - значит неправильно", вот все и юзают боль, как фанатики садо-мазо. И не то, чтобы она не правильно отражает суть техники хапкидо, скорее изначально неверно акцентирует интерес пользователей лишь на внешних факторах, как рекламный слоган, вместо того, чтобы "зреть в корень" и видеть то, что называется в боевых искусствах секретом или ключом техники.
"Хапкидо - свалка запрещённых приёмов"
Чтобы полно раскрыть это вопрос, необходимо сделать небольшой экскурс в наше недалёкое прошлое, а именно в тот период, когда в СССР пришло понятие "восточные боевые искусства". Самыми известными видами восточных боевых искусств в Советском союзе были Дзюдо и Каратэ. Дзюдо - олимпийский вид спорта и к тому же крепко-накрепко провязанное к идеологически выдержанному отечественному Самбо, которое, кстати в своё время вышло из традиционного ещё Дзюдо Кодокан, но в ходе реформации утратило не только восточные ритуалы и форму одежды, но и прикладную составляющую, поэтому связь с Востоком была крайне условна, можно сказать, только через название. В отличии от Дзюдо, советское Каратэ базировалось не только на технике, но и на таких, морально-духовных постулатах, как жёсткий самоконтроль и уважительное отношение, как к одноклубникам, так и потенциальному противнику, имевшее корни в кодексе восточных воинов самураев - Бусидо. Но поскольку советское Каратэ всё же являлось в большинстве своём отечественным продуктом, да и идеология того времени не позволяла принять восточное боевое искусство в оригинальном виде со всей своей тяге к мистицизму и беспрекословному подчинению наставнику школы, то наше боевое искусство стало подобно человеку пытающемуся усидеть на двух стульях одновременно, один стул - здоровый социалистический прагматизм, другой стул - восточный мистицизм, именно таким я его помню. Тогда это можно было понять, глобальный недостаток информации из первых рук породил искорёженное восприятие ВБИ. Но в последующие годы открытости и построения капитализма, сменили романтическое очарование глубоким скепсисом. И эти перемены напрямую связанны с широким доступом наших "дремучих" масс в интернет-пространство, которое уже давно используется всем остальным миром в качестве продвижения своих интересов. А учитывая, за последние пару-тройку десятков лет, довольно мощное продвижение различных коммерческих стилей единоборств, таких, как кикбоксинг, тайбоксинг, MMA-UFC, понятно их стремление отодвинуть школы традиционных восточных боевых искусств с рынка. Отсюда огромное количество видеороликов в которых представителей традиционных школ тупо бьют, представители коммерческих видов спортивных единоборств. В итоге, "побитые" школы вынуждены были занять позицию оправдывающегося ответчика и что хуже всего, на мой взгляд, стали пытаться адаптировать свои системы к кикбоксингу, ММА-UFC, забывая, что это в первую очередь исключительно коммерческий проект спортивных состязаний, призванный зарабатывать деньги на зрелищности и массовости. И вот, практически все восточные боевые искусства начинают активно бороться в партере, отказываться от действительно травмирующих и жизненно-опасных приёмов в сторону спортивно-безопасных на потребу массового мышления. В части Хапкидо, это можно заметить в том же пристрастии к бразильскому джиу-джитсу, а точнее к его спортивной версии, которое сейчас активно юзается "гладиаторами боёв без правил" - спортсмены ММA-UFC, а так же замене оригинальной техники ударов руками и ногами, на технику кикбоксинга, а бросково-болевую технику на приёмы спортивного Дзюдо и Самбо, мотивируя сии перемены, как раз тем фактом, что Хапкидо изначально является смешанным стилем ведения поединка. Ну, а второй главный аргумент, это та самая популярная, кем-то брошенная фраза, что "Хапкидо - это свалка запрещённых приёмов", подразумевая, что все стилевые соревнования имеют много ограничений, в том числе и в технике, а поединки формата ММА-UFC, как раз наименее ограниченны, и посему наиболее соответствуют целям и задачам Хапкидо. Только вот, вся история реформ в восточных боевых искусствах, так или иначе, всё больше отдаляет новообразования от прикладного значения оригиналов, а ведь они формировались во времена, когда единственным средством ведения войны был рукопашный бой с оружием или без. Если первая волна реформирования превратила школы восточных боевых искусств из школ подготовки офицеров в школы гражданского рукопашного боя и воинских традиций, но сохранив иерархию передачи и относительную элитарность, то следующая волна реформ толкнула школы в сторону массовой физкультуры, практически сведя на нет прикладную составляющую, третья же волна может окончательно и бесповоротно вычистить традицию из восточных боевых искусств, оставив одно название. Ещё в 19-м веке Герцен написал: «За будущность науки нечего бояться. Но жаль поколение, которое, имея, если не совершенное освещение дня, то, наверное, утреннюю зарю, — страдает во тьме или тешится пустяками от того, что стоит спиной к востоку. За что изъяты стремящиеся от блага обоих миров: прошедшего, умершего, вызываемого ими иногда, но являющегося в саване, и настоящего, для них не родившегося?».
«В Хапкидо нет свободных спаррингов, потому что все техники смертельные»
Я вот, что думаю, понятие «нет свободных спаррингов» трактовать можно по разному, например «нет свободных спаррингов в формате тех или иных правил соревнований» или «нет свободных спаррингов ради определения победителя» и тд и тп., вариантов можно подобрать великое множество, однако и в европейской и восточной боевой культуре можно увидеть отголоски наличия свободных тренировочных спаррингов по пришедшей к нам защитной экипировке, которая в свою очередь имитирует боевые латы, а так же деревянная имитация холодного оружия. Естественно, в стародавние времена рукопашный бой сводился к искусству фехтования тем или иным холодным оружием и безоружный бой не являлся прерогативой в обучении, однако и там мы видим дошедшие до нас примитивные защитные приспособления, как то кожаные и верёвочные обмотки на руки или стёганные рукавицы, а так же имитация лат из бамбука или ткани, наверняка же они были не для того, чтобы таолу демонстрировать. В ввиду развития прогресса совершенствовались и индивидуальные средства защиты, условно из можно разделить на: перчатки - запад, жилет - восток, видимо это отпечаток культурных ценностей, как и продвижение западом зрелищных форм рукопашного боя, а востоком методов внутреннего развития посредством рукопашного боя, соответсвенно и сказалось это на восприятии западом восточных методик, раз нет зрелищных спаррингов, значит их нет в корне, то-есть крайняя трактовка, ставшая довольно популярной. Получается некое противоречие, а именно, защита есть, а спаррингов нет. И вот ещё один факт, заставляющий задуматься, после победы США над Японией была создана комиссия, в том числе и по контролю за боевыми видами единоборств и многие школы корю практически были запрещены, точнее сказать запрещены все методы тренировки напоминающие боевую подготовку. А что в глазах американцев могло выглядеть именно так? Мне думается, всё, что похоже на свободные спарринги, боксирование вольным стилем. Поэтому была запущена эта утка, которая в последствии стала у самих японцев культовым символом. Я не историк и всё это является исключительно моим домыслом, но возможно в этом есть толика логики.
«Традиционные направления не против спорта. Их представители просто говорят, что спортивные правила очень сильно влияют на суть карате, что оно сильно меняется под влиянием спорта. А так, традиционные школы против спорта ничего не имеют.»
Сенсей Конно Сатоси
Так что же понимается в боевых искусствах под термином "секрет" или "ключ"?
Попробуем разобраться в этом вопросе на примере моих наблюдений в процессе преподавания хапкидо.
"Не больно - значит неправильно"
И так, в ходе занятия или семинара начинаешь разжёвывать технику на уровне анатомии, биомеханики и даже биоэнергетики, то слушатели быстро теряют интерес, а вот если показываешь на уровне "сначала тут больно, а потом здесь, а потом ещё и...вообще капец", то народ благоговейно закатывает глаза, хотя в основе та же самая анатомия, биомеханика и биоэнергетика. То-есть, сам внешний эффект важнее сути при который этот самый эффект становится необратим, вот ведь какая особенность психики, без пилюлины мозг не включается, и это-то в 21-м веке) Включаешь Youtube, а там этих бах-бабах полный интернет, одни карёжатся от боли, другие хлопают в ладошки, минимум слов, максимум действия. Все юзают боль и мало кто заботится о правильно выстроенной структуре приёма при которой эта боль неизбежна. У больших мастеров, эта структура выработана в виду правильно поставленной техники и отработана десятилетиями практики, а слушатели пришли научиться здесь и сейчас, причём зачастую из совершенно разных школ единоборств с разным багажом опыта и знаний, и десятилетия практики их не очень устраивает ввиду отдалённой перспективы, и вот они усердно крутят конечности в поисках боли до посинения партнёра. А виной всему кем-то брошенная фраза "не больно - значит неправильно", вот все и юзают боль, как фанатики садо-мазо. И не то, чтобы она не правильно отражает суть техники хапкидо, скорее изначально неверно акцентирует интерес пользователей лишь на внешних факторах, как рекламный слоган, вместо того, чтобы "зреть в корень" и видеть то, что называется в боевых искусствах секретом или ключом техники.
"Хапкидо - свалка запрещённых приёмов"
Чтобы полно раскрыть это вопрос, необходимо сделать небольшой экскурс в наше недалёкое прошлое, а именно в тот период, когда в СССР пришло понятие "восточные боевые искусства". Самыми известными видами восточных боевых искусств в Советском союзе были Дзюдо и Каратэ. Дзюдо - олимпийский вид спорта и к тому же крепко-накрепко провязанное к идеологически выдержанному отечественному Самбо, которое, кстати в своё время вышло из традиционного ещё Дзюдо Кодокан, но в ходе реформации утратило не только восточные ритуалы и форму одежды, но и прикладную составляющую, поэтому связь с Востоком была крайне условна, можно сказать, только через название. В отличии от Дзюдо, советское Каратэ базировалось не только на технике, но и на таких, морально-духовных постулатах, как жёсткий самоконтроль и уважительное отношение, как к одноклубникам, так и потенциальному противнику, имевшее корни в кодексе восточных воинов самураев - Бусидо. Но поскольку советское Каратэ всё же являлось в большинстве своём отечественным продуктом, да и идеология того времени не позволяла принять восточное боевое искусство в оригинальном виде со всей своей тяге к мистицизму и беспрекословному подчинению наставнику школы, то наше боевое искусство стало подобно человеку пытающемуся усидеть на двух стульях одновременно, один стул - здоровый социалистический прагматизм, другой стул - восточный мистицизм, именно таким я его помню. Тогда это можно было понять, глобальный недостаток информации из первых рук породил искорёженное восприятие ВБИ. Но в последующие годы открытости и построения капитализма, сменили романтическое очарование глубоким скепсисом. И эти перемены напрямую связанны с широким доступом наших "дремучих" масс в интернет-пространство, которое уже давно используется всем остальным миром в качестве продвижения своих интересов. А учитывая, за последние пару-тройку десятков лет, довольно мощное продвижение различных коммерческих стилей единоборств, таких, как кикбоксинг, тайбоксинг, MMA-UFC, понятно их стремление отодвинуть школы традиционных восточных боевых искусств с рынка. Отсюда огромное количество видеороликов в которых представителей традиционных школ тупо бьют, представители коммерческих видов спортивных единоборств. В итоге, "побитые" школы вынуждены были занять позицию оправдывающегося ответчика и что хуже всего, на мой взгляд, стали пытаться адаптировать свои системы к кикбоксингу, ММА-UFC, забывая, что это в первую очередь исключительно коммерческий проект спортивных состязаний, призванный зарабатывать деньги на зрелищности и массовости. И вот, практически все восточные боевые искусства начинают активно бороться в партере, отказываться от действительно травмирующих и жизненно-опасных приёмов в сторону спортивно-безопасных на потребу массового мышления. В части Хапкидо, это можно заметить в том же пристрастии к бразильскому джиу-джитсу, а точнее к его спортивной версии, которое сейчас активно юзается "гладиаторами боёв без правил" - спортсмены ММA-UFC, а так же замене оригинальной техники ударов руками и ногами, на технику кикбоксинга, а бросково-болевую технику на приёмы спортивного Дзюдо и Самбо, мотивируя сии перемены, как раз тем фактом, что Хапкидо изначально является смешанным стилем ведения поединка. Ну, а второй главный аргумент, это та самая популярная, кем-то брошенная фраза, что "Хапкидо - это свалка запрещённых приёмов", подразумевая, что все стилевые соревнования имеют много ограничений, в том числе и в технике, а поединки формата ММА-UFC, как раз наименее ограниченны, и посему наиболее соответствуют целям и задачам Хапкидо. Только вот, вся история реформ в восточных боевых искусствах, так или иначе, всё больше отдаляет новообразования от прикладного значения оригиналов, а ведь они формировались во времена, когда единственным средством ведения войны был рукопашный бой с оружием или без. Если первая волна реформирования превратила школы восточных боевых искусств из школ подготовки офицеров в школы гражданского рукопашного боя и воинских традиций, но сохранив иерархию передачи и относительную элитарность, то следующая волна реформ толкнула школы в сторону массовой физкультуры, практически сведя на нет прикладную составляющую, третья же волна может окончательно и бесповоротно вычистить традицию из восточных боевых искусств, оставив одно название. Ещё в 19-м веке Герцен написал: «За будущность науки нечего бояться. Но жаль поколение, которое, имея, если не совершенное освещение дня, то, наверное, утреннюю зарю, — страдает во тьме или тешится пустяками от того, что стоит спиной к востоку. За что изъяты стремящиеся от блага обоих миров: прошедшего, умершего, вызываемого ими иногда, но являющегося в саване, и настоящего, для них не родившегося?».
«В Хапкидо нет свободных спаррингов, потому что все техники смертельные»
Я вот, что думаю, понятие «нет свободных спаррингов» трактовать можно по разному, например «нет свободных спаррингов в формате тех или иных правил соревнований» или «нет свободных спаррингов ради определения победителя» и тд и тп., вариантов можно подобрать великое множество, однако и в европейской и восточной боевой культуре можно увидеть отголоски наличия свободных тренировочных спаррингов по пришедшей к нам защитной экипировке, которая в свою очередь имитирует боевые латы, а так же деревянная имитация холодного оружия. Естественно, в стародавние времена рукопашный бой сводился к искусству фехтования тем или иным холодным оружием и безоружный бой не являлся прерогативой в обучении, однако и там мы видим дошедшие до нас примитивные защитные приспособления, как то кожаные и верёвочные обмотки на руки или стёганные рукавицы, а так же имитация лат из бамбука или ткани, наверняка же они были не для того, чтобы таолу демонстрировать. В ввиду развития прогресса совершенствовались и индивидуальные средства защиты, условно из можно разделить на: перчатки - запад, жилет - восток, видимо это отпечаток культурных ценностей, как и продвижение западом зрелищных форм рукопашного боя, а востоком методов внутреннего развития посредством рукопашного боя, соответсвенно и сказалось это на восприятии западом восточных методик, раз нет зрелищных спаррингов, значит их нет в корне, то-есть крайняя трактовка, ставшая довольно популярной. Получается некое противоречие, а именно, защита есть, а спаррингов нет. И вот ещё один факт, заставляющий задуматься, после победы США над Японией была создана комиссия, в том числе и по контролю за боевыми видами единоборств и многие школы корю практически были запрещены, точнее сказать запрещены все методы тренировки напоминающие боевую подготовку. А что в глазах американцев могло выглядеть именно так? Мне думается, всё, что похоже на свободные спарринги, боксирование вольным стилем. Поэтому была запущена эта утка, которая в последствии стала у самих японцев культовым символом. Я не историк и всё это является исключительно моим домыслом, но возможно в этом есть толика логики.
«Традиционные направления не против спорта. Их представители просто говорят, что спортивные правила очень сильно влияют на суть карате, что оно сильно меняется под влиянием спорта. А так, традиционные школы против спорта ничего не имеют.»
Сенсей Конно Сатоси
Комментариев нет:
Отправить комментарий